Главная » 2016 » Октябрь » 18 » «Крым»-туризмо. Тест-драйв русского спорткара
08:44
«Крым»-туризмо. Тест-драйв русского спорткара

 

 От катания в тазах и ваннах вокруг Бауманки совсем недалеко до автоспорта, а от автоспорта – рукой подать до собственного автомобиля. Родстер «Крым» на агрегатах «Лады» язык не поворачивается назвать «тазом». За два года невзрачный макет превратился в эффектный черно-оранжевый родстер и поехал. Команда студентов и аспирантов МГТУ им. Н.Э. Баумана, разработавшая недорогой российский спорткар, всерьез говорит о серийном производстве. У родстера «Крым» есть даже сайт с конфигуратором и ценниками, самый минимальный из которых – 650 тысяч рублей.

 

Пока же он существует в единственном экземпляре и носит логотип университетской гоночной команды Bauman Racing Team (BRT). «Крым» не похож ни на студенческую поделку, ни тем более на автомобиль стоимостью менее миллиона. Это типичный мелкосерийный спорткар – углепластиковые боковины кузова, зашитый в двухцветную алькантару салон и кожаные кресла-ковши. Выглядит дорого и собран на уровне зарубежных аналогов. Даже и не скажешь, что это первый прототип. «Крым» кажется более продуманным, чем суперкар Marussia или самодвижущиеся «макеты» ё-мобилей, а его кузовные детали подогнаны ровнее, чем на ранних сериях ТагАЗ Aquila. 
 
   

А точно ли он наш – этот «Крым»? С виду больше напоминает иномарку – низко надвинутый капот, корма утиным хвостиком. Есть в его внешности что-то от Audi, что-то от Honda S660, а размеры и среднемоторная компоновка вызывают стойкую ассоциацию с Lotus Elise. Автор экстерьера Денис Ртищев, преподаватель бауманской кафедры «Промышленный дизайн», признался, что «Хонду» держал в уме, но вдохновлялся совсем другими спорткарами, в том числе Alfa Romeo. 

Путеводитель по «Крыму» 

«Крым» задуман как доступный спорткар, поэтому в его конструкции широко использованы узлы от Lada Kalina – подвески, трансмиссии, мотор. Это позволяет, во-первых, удешевить машину, а во-вторых, покупать для нее запчасти в любом автомагазине. Тем не менее, родство с «Калиной» никак не подчеркнуто во внешности машины, Создатели «Крыма» стремились сохранить индивидуальность машины. И хотя у них было искушение использовать штатные «калиновские» фары, разработали для родстера собственную оптику с ксеноном и светодиодами. 
 
   

В интерьере узнаваемых деталей больше - здесь бауманцы в общем тренде: даже в очень дорогих спорткарах часто используют мелочевку от массовых моделей. Передняя панель от «Калины» обшита алькантарой с прострочкой, вставки выкрашены в ярко-оранжевый, но, тем не менее, ее легко опознать по характерной выпуклой форме, громоздкому козырьку мультимедийной системы, расположению кнопок и речек кондиционера. Изготавливать собственные кнопки и ручки дорого, а своя собственная панель усложнила бы процесс сертификации. 
 
   

Родстер получился на 4,5 см короче донорской «Калины» (3848 мм), чуть меньше и расстояние между осями – 2470 миллиметров. Он построен по классическому рецепту мелкосерийных спорткаров: на стальной трубчатый каркас надет кузов из композитных панелей, верх – стеклопластик, боковины – углепластик. Подвески – стойки McPherson от «Калины» с дисковыми тормозами, причем как спереди, так и сзади. 
 

«Крым» интересно сравнить с Lotus Elise - «классикой жанра» недорогих среднемоторных спорткаров. Машины схожи габаритами, но в «британца» сложнее садиться из-за широченного порога, внутри он теснее и проще – вокруг голый, ничем не прикрытый алюминий. У российского родстера порог узкий, но высокий: при сложенной крыше через него легко перешагиваешь, и посадка на вызывает проблем. «Крым» просторнее и богаче, но садишься в него, как будто натягиваешь на руку плотную перчатку из двухцветной серо-оранжевой алькантары. Справа на водителя давит широченный и высокий центральный тоннель, через который пропущены трубопроводы от размещенного спереди радиатора. Ощущение тесноты усугубляет неоптимальная эргономика. К блоку настройки зеркал и кнопке стеклоподъемника на двери сподручнее дотянутся правой рукой. Чтобы нащупать регулировку спинки сиденья, я даже распахнул дверь, но без толку. Зато мерцающая кнопка пуска двигателя и короткий с круглым набалдашником рычаг КПП удобно расположены под рукой, а маленький спортивный руль оптимален для скромного внутреннего объема машины. 
 

Мотор за спиной обдал затылок горячим дыханием. В его глухом, недобром гудении сложно узнать вазовскую «четверку» объемом 1,6 литра. Громкий звук получился скорее вынужденно – штатный глушитель просто не влез под днище. Нащупываю в узкой норе тяжеленную педаль сцепления, и автомобиль бодро срывается с места - мощности 106 л.с. вполне достаточно для спорткара весом менее тонны. Далее разгон вязнет в длинных второй и третьей передаче. 
 
   

Короткая база и задняя подвеска McPherson и среднемоторная компоновка наделили машину азартными повадками. Под сброс газа она легко закручивается в поворот. Прототип разгоняется, поворачивает, тормозит, но для того, чтобы он превратился в настоящий спорткар, требуются тонкие настройки. Нужно что-то делать с отстраненным с «калиновским» электроусилителем, рулю явно не хватает обратной связи. Подвеска без проблем глотает лежачих полицейских, но это не совсем то, что требуется для родстера. Для того, чтобы автомобиль смог съездить в путешествие по Крыму, его клиренс пришлось увеличить на 20 миллиметров. Создатели машины хотели, чтобы название «Крым» ассоциировалось с красивыми приморскими серпантинами, теплым бризом. Увы, мечты в итоге столкнулись с неприглядной реальностью – и родстер пришлось адаптировать под местные дорожные условия. Впрочем, это не последние метаморфозы «Крыма» на пути к серии. 

Как создавался «Крым» 

Родстер «Крым» создавали непростые студенты. Сам научно-образовательный центр Бауманки оснащен внушительным набором оборудования. К примеру, рули для гоночных болидов изготавливают на собственном 3D-принтере. Центр пользуется поддержкой финансовой поддержкой государства. Его аспиранты решают различные инженерные задачи для российских предприятий, в том числе и для оборонки, хотя никто в этом прямо не признается. 
 

«Благодаря участиям в гоночной серии «Формула Студент», сформировалась команда единомышленников, которую жаль было терять. Ведь в этой гоночной серии могут участвовать только студенты, хотя это правило зачастую нарушается. Мы придумали проект молодежного родстера, чтобы вчерашние дипломники продолжили работать в университете», – рассказывает руководитель и идеолог проекта «Крым» Дмитрий Онищенко. 
 
   

Он победно улыбается, будто только что завершил яхтенную регату или выиграл в гольф, и совершенно не похож на технаря и профессора кафедры «Поршневые двигатели». Онищенко руководит «Формулой Студент», разработкой родстера, возглавляет направление «Поршневое двигателестроение и спецтехника» в научно-образовательном центре МГТУ им Н.Э. Баумана, заседает в координационном совете Минпромторга по моторной тематике. 
 

Любой российский автомобильный проект начинается с красивых концептов и рисунков. «Крым», наоборот, стартовал с неказистого серого концепта, моментально пошедшего на дно под шквалом критики и насмешек. Бауманцы оправдываются недостатком времени. Полноразмерный макет создали буквально за пару месяцев, чтобы успеть к автосалону ММАС-2014. Несмотря на фальстарт, команде тем не менее удалось главное – привлечь к родстеру внимание. 

Была учтена и критика: следующий концепт, показанный спустя год, отличался скрупулезно проработанной внешностью. Одновременно с начала 2015 г. шла работа над ходовым прототипом, занявшая десять месяцев. В ноябре машину показали на фестивале «Мир автоспорта», а летом этого года родстер отправился в путешествие по Крыму и вернулся без поломок – если не считать лопнувшей шпильки заднего колеса и оборвавшегося тросика водительского стеклоподъемника. С тех пор накатал более пяти тысяч километров, показав средний расход 6,5 л на 100 километров. В конструкцию машины постоянно вносят различные мелкие доработки, самая заметная из которых – новые ксеноновые фары «навыкате».

 

Категория: Авто/мото | Просмотров: 94 | Добавил: bakurkajan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar